ФотоИстории

Глаза горгоны

Это просто и сложно одновременно. Мудрость и древность. Загадки в сумерках времени. Неявные ответы, такие близкие, такие очевидные, и в то же время совершенно неуловимые...Словно сознание, в тщетной муке пояснить самое себя, шифрует и расшифровывает свои коды.

Часто вспоминаются пары в мединституте. Первый год. Культорология. Вечерники. Второй по силе после Лестеха генератор инсайтов. Не знала я тогда, что наше внезапное нестандартное понимание греческого мифа о Персее принесет свои плоды. Сейчас. Даст мне спасение.

...Студенты всегда спасали меня...всегда. Ведая или не ведая об этом.

Как и в тот раз...

Что это было тогда, когда я, практически из ничего, без подготовки к занятию, без четкого учебного плана на тот день, спасая себя и спасая время, отведенное мне под пару, сгенерировала тот самый странный вопрос… Про миф о Медузе Горгоне?!..

Тогда, глядя в усталые, но живые, умные глаза будущих педиатров,(которые, конечно же, так же небыли готовы к занятию по греческой культуре,как и я) я спросила:"Почему Горгона обладала именно таким даром? Почему всякий, взглянувший в ее глаза обращался в камень? Почему Персей, сражаясь с ней, смотрел на нее через зеркало щита, чтобы не окаменеть? Что это Значит?!"..

И задавая этот внезапный вопрос, я уже знала на него ответ.. Знала его,потому что он был во мне. Потому что он был всегда в каждом из нас.

Да, я всегда, еще со времен своей учебы на ФиПси, была уверена, что Миф, как способ мировосприятия, как жизненная система, имеет свою сложную, глубокую, многоуровневую живую структуру. И что никогда не бывает, и не было в мифе ничего лишнего. Ни одна метафора, ни один образ. Потому как все имеет свое значение. Глубокое психологическое, человеческое, личное...

Миф... Странное зеркало становления человеческого самоосознания, самовозрастания, отражающее многие исторические процессы его в метафоричной форме, в причудливых образах...Персей..Кто он? Герой? Да, он герой, который выступает против кого?..Против полухтонического чудища...

Пропозиция - новое против старого. Человеческое против природного,против того, что утратило(волею богов или Рока) свою человечность. Против одной из трех сестер горгон..Против младшей,Медузы, единственной смертной из всего своего рода.

Не вдаваясь во все тонкости истории, тогда я обратила внимание студентов только на один момент. Что могут символизировать основные фигуры данного мифа? Что такое представляла собой по сути Медуза? Кем был, в сущности своей, или мог бы быть, Персей?

Человеческое... Если предположить, всего лишь предположить, что Человек, герой в мифе, Персей - это представитель Разума. То Все те чудища, против которых он выступает - это то темное, тотемное, изначальное,природное...бессознательное. Потому как всегда они если не прямые потомки первозданного Хаоса(хаос - неопределенность,неосознанность), то уж точно его производные. Разум боится хаоса Бессознательного. В мифах не герои и не чудища с великанами сражаются друг с другом...Тут сознание отстаивает самое себя в своем становлении перед бессознательным.

Но какие основные химеры дарованы нам в нас самих нашим бессознательным? Страх, воля к жизни, ярость, самость,эрос и танатос...Страшные, неуправляемые силы, скрытые в

глубине нашей психики. Они зародились с нами, управляли нами. Они в нас. Неупорядочные, хаотичные. Но сознание не приемлет их. Оно (старается) формирует из этого первичного Хаоса свой Космос, выстраивая мир искусственно таким, каким его видит Сознание, таким, в котором Сознание сможет нормально пребывать, без боязни разрушиться. Вся греческая философия и мифология, равно как и вся дальнейшая человеческая историческая перспектива пронизана именно этим стремлением - отгородиться от стремительной,неконтролируемой, и потому разрушительной, безудержной силы неосознанного в себе самом. Сознание стремится упорядочить, выстроить свой мир.Совершенствовать его. Развить. И по тому...

Сознание постоянно сражается с бессознательным...

Горгона...Что она?! Она - олицетворение Страха. Того самого, первичного, древнего,глубинного, бессознательного страха, который моментально парализует все - мысли, чувства, тело...Страха, от которого "каменеют". Страха, от которого все застывает...

Никто не может взглянуть в глаза СВОЕМУ страху, своему настоящему страху,тому, который постоянно носит с собой, делая вид, что его не существует. Никто не смеет поднять глаза и встретить зеркальный взгляд своей Медузы Горгоны, и отразиться в нем...И остаться невредимым.

Но страхи, оставаясь неузнанными, подобны бомбе замедленного действия в психике человека. Они, безликие, все же делают свое дело - разрушают, подтачивают. И нужен тот, та сила, которая поможет их узнать. И даже лишить их жизни...обезглавить. Персей, разум, не может напрямую увидеть Горгону и не окаменеть. И потому - зеркальный щит. Отражение. Он действует через него.

Как часто, увидев со стороны - в фильме, книге, просто в сторонней ситуации, свои страхи в других, мы проживаем их не прожив, и убиваем их, не коснувшись.

Греки любили театры. Греческие трагедии - возможно те же самые психотренинги, с эффектом мощного катарсиса... Или даже, их можно сравнить с современной тактикой в психологии(весьма популярной сейчас) так называемых Расстановок. То же эмоциональное погружение в ситуацию, в свой страх, но при этом - и прежде всего - завуалированно опосредованное (щит Персея) присутствие и понимание, в котором страх, сковывающий, парализующий, возможно детально рассмотреть...как бы со стороны...И обезглавить его...Не превращаясь в камень. Не ломая психику...

Автор: Tauri El


Все материалы, размещенные на сайте являются авторскими работами и защищены ФЗ Российской Федерации о защите авторских прав.
Копирование и использование любой информации с сайтаи для некоммерческих целей возможно только с разрешения администрации проекта. Для связи с администрацией и условиями использования информации можно ознакомиться в разделе "Правила".

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика